Каждому
новому поколению, в основном, присущи свои индивидуальные формы удовлетворения
потребностей молодости в общении, растранжиривании излишков энергии, наконец,
просто в убивании времени. Наверное, это зависит от уровня развития общества (и
социального, и технического), от нравов и меняющейся моды и еще от чего-то.
В
довоенное и послевоенное время самым распространенным видом молодежного досуга
(особенно в сельской местности) были вечеринки (или вечόрки). Молодежь
собиралась по вечерам: летом – на улице, зимой – у кого-то дома и
«установленным порядком» проводила время. Притягательным центром тусовок
поколения, еще не дожившего до телевизоров и музыкальных центров, был гармонист
с гармошкой. Гармонистов в те времена любили все – и молодежь, и взрослые, и
дети. Они были своеобразными героями своего времени, о них слагали песни. Под
гармонь мечтали, грустили, танцевали вальсы, плясали, пели задушевные и застольные
песни. Без гармошки веселье получалось не того качества, и уж тем более, без
нее невозможно себе представить существование уникального, забываемого сейчас
жанра народного творчества «частушка».
Из интернета.
Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного
творчества, короткая песенка быстрого темпа исполнения.
Частушки сочиняли все — и взрослые, и дети, но, в основном,
это песенка молодежи, создаваемая преимущественно сельской молодёжью,
исполняемая на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь,
балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон —
мажорный.
Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на
злободневные темы. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается
как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или
слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Кратко
и точно охарактеризовала частушку Света: «Частушка – это роман, а иногда и
целая эпопея в 4-х строках». Ну, согласитесь: -
Я люблю и уважаю -У
кого сынок один, -
А сестреночек четыре -
Мы их замуж отдадим.
Представьте,
что это с претенциозностью и превосходством будущей единоличной хозяйки в доме
исполняет невеста того самого одного сынка в присутствии 4-х сестренок. Для
ясности ситуации и отношений других слов уже и не нужно. Этими 4-мя короткими
строчками сказано все. Или:
- Как пойдешь милой топиться, -
Приходи со мной проститься. -
Я до речки провожу, -
Место глубже укажу. Или:
- С ухожоркой Клавою -
Я по речке плаваю, -
А причалить не могу – -
С палкой муж на берегу.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем частушка,
пожалуй, ничего и не найти. Цветастая, точная, краткая, хлесткая, нежная или
грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она
непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна,
как вихрь. Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в
сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался - ничего не выйдет.
Чем
было занято сердце моей тети, не знаю, но то, что там не было пустоты – это
точно, потому что, по воспоминаниям ее родной сестры Ани, Мария в свои еще
совсем юные годы уже была настоящим «мастером частушечного жанра». Об этих
воспоминаниях мне рассказала двоюродная сестра Зина, не раз слышавшая их от
своей мамы Анны. У Мани был хороший голос, отличный слух, и она слыла
непревзойденной певуньей и плясуньей. По крайней мере, в Чулыме. Плясать и
одновременно петь она могла без устали и без передыха бесконечно долго – весь
вечер, всю ночь – пока вечеринка не расходилась по домам. Не было ей равных и в
сочинительстве куплетов. Обычным разговорным языком Мане не удавалось достичь
того эффекта, которого она добивалась частушкой. Она никогда не отвечала сразу
на обиду, не реагировала сразу на чьи-то не понравившиеся слова, или на то, что
кто-то не так посмотрел на нее, ее друга или подругу. Дожидалась вечера,
выходила на круг и частушкой под пляску просто «растирала в порошок».
Остроумные и хлесткие куплеты сыпались из нее в неограниченных количествах как
из рога изобилия: и уже известные, и сочиненные ею тут же, на ходу. Маня с
легкостью импровизировала, и мне почему-то представляется, что по «цветастости»
ее куплеты не уступали приведенным выше. Как-то случайно оказавшись на частушечной
странице в Интернете, Зина прочитала куплет:
-
Говорят, я боевая, -
Я и в правду – ураган: -
На горячий камень встану, -
А милόго не отдам!
И
тут же вспомнила, что ее мама (Анна) в рассказах о незаурядных способностях
своей сестры на этом поприще, приводила в пример частушки, когда-то звучавшие в
ее исполнении. Среди
прочих, которые уже забылись, была и именно эта. Кто ее автор? Вряд ли это
известно. Но,
достоверно то, что 70 лет назад под нее отплясывала моя тетя, юная и
«отчаянная» девочка Маня, Маруся. Маруси давно уже нет, а ее частушка жива. Все
свои мысли и чувства Маня выражала с помощью частушки. Действительно, частушка
для нее была формой общения. Обязательно последней уходила с круга и оставляла
за собой последний куплет, а Чулымская молодежь боялась попадать в Манины
куплеты. Очевидно,
что подобные способности могли проявиться только при достаточной легкости и живости
ума и соответствующем характере (это ведь вам не застольную песню спеть в
хоре), поэтому не удивительно, что такую девочку трудно было удержать дома.
Вполне
возможно, что по современным меркам Маня была обыкновенным ребенком, а набожная
Фекла, воспитанная и придерживающаяся традиций своего времени, просто не могла смириться
с «прогрессивными» чертами нового послереволюционного поколения, которые в Мане
проявлялись особенно ярко. Разве могла Фекла принять раскрепощенность и
вольность в поведении дочери? Ведь во времена ее молодости так себя не вели и
замуж выходили не по любви вовсе… А Маня полюбила, и не желала слушать мать.
Мы
никогда не узнаем подробности, но известно, что Фекла очень страдала и переживала
из-за этой ранней Маниной любви, ради которой та оказалась способна все бросить
и ни перед чем не остановиться. Бесполезно было взывать к стыду и совести, на
Маню не действовали ни уговоры, ни угрозы, ни увещевания. Она поступала так,
как уже привыкла по жизни – то есть, как ей самой казалось правильным.
Хотелось
бы узнать, кто был этот человек, которого так беззаветно полюбила Маня.
Наверное,
именно ему предназначалась эта фотография, на обороте которой карандашом написано:
«На долгую вечную память дорогому другу Сафронову Шурику Григорьевичу от подруги
Головиной Марии Илларионовны. 20/IV-41». Из
ранее слышанного у меня осталось впечатление, что он был на много старше Мани. Но
это, повторяю, впечатление, а не уверенность.
|